Государство и гении
(Проблемя русской литературы в начале XXI века)
Экспозиция
 
Азбучные истины
 
Эта глава необходима потому, что изложенные в ней «азбучные истины» кому-то и не известны. А среди тех, кому они хорошо известны, есть много людей, которые ими пренебрегают. Кто-то из-за лени. Кто-то из-за природной тупости, которую не в состоянии вылечить ни одно самое высшее образование. Кто-то из-за неуемного тщеславия. А кто-то и по другим причинам.
 
Государство живет, пока воспроизводит гениев
   
Проблема выявления, воспитания, обучения и использования в разных сферах жизни и деятельности, в нашем случае литературной деятельности, одаренных детей была актуальной в жизни Земного шара всегда и везде. В любом государстве, в любом племени, обживающем самый отдаленный от цивилизационных центров планеты «забытый Богом» уголок, в любой семье, которой Господь даровал талантливого ребенка. История этой проблемы, к сожалению, не прописанная великими учеными и писателями, представляет собой динамичную, драматичную нить событий, логически вплетенную в неразрывный «канат жизни», нить, не рвущуюся ни при каких обстоятельствах, ни при каких катаклизмах, социальных, природных, космических. Можно сказать сильнее: эта симпатичная нить является единственной непрерывной нитью в «канате жизни», потому что любой род, любое племя, государство живут только тогда, когда они способны воспроизводить и воспроизводят талантливых людей.
Племена, государства могли не воевать десятилетиями, но «военная составляющая» исторической науки является самой жирной, яркой и насыщенной. Люди могли не любить, а просто рожать детей по необходимости или по требованию, но «любовная линия» в искусстве и литературе лишь в незначительной степени уступает «военной линии» в исторической науке и литературе. Люди могли не верить в Бога, в богов, но и религиозная и атеистическая линии хорошо отработаны специалистами. Люди могли не путешествовать, не возводить дорогостоящие сооружения, могучие скульптуры… не писать философские произведения, не сочинять стихи, не брать «тайм-аут» в той или иной сфере деятельности. Даже общеобразовательные школы в некоторых случаях не нужны были людям. Но талантливые люди всегда были нужны любому роду, племени, государству. Естественно, талантливые в том деле, которое помогало достигать жизненно важных целей на той или иной фазе развития рода, племени, государства. А значит, всегда и везде существовали проблемы поиска, выявления одаренных и достойных детей, молодых людей, их обучения. А также проблемы их взаимоотношений с учителями, обществом, государством. Всегда и везде. То есть можно признать, следуя логике размышлений, что нить истории данной проблемы действительно уникальна и бесценна по своей значимости для человека и человечества в целом.
Но почему-то до сих пор, я повторюсь, она разработана до обидного слабо.
Следует напомнить, что обыкновенные люди всегда и везде понимали важность данной проблемы, о чем говорят, например, русские пословицы и поговорки:
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
По выучке мастера знать.
Добро того бить, кто плачет, а учить того, кто слушает.
Чего нет за шкурой (за кожей), к шкуре не пришьешь.
Наука не пиво, в рот не вольешь.
Повторенье - мать ученья.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Ученая ведьма хуже прирожденной.
Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного.
Наука учит только умного.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Ученье лучше богатства.
Иной охоч да не горазд, иной горазд да не охоч.
Не уча (Неуча) в попы не ставят.
Одной пчеле Бог сроду открыл науку.
Ученый водит, неученый следом ходит.
Всякая мудрость от Бога.
Нет рожёного (ума), не дашь и ученого.
На Бога надейся, а сам не плошай…
 
Главные опоры государства
 
Главными опорами любого рода, племени, государства являются территория, народ и слово, которое «было вначале», которое представляет собой духовную опору, духовное начало всех успехов государства.
Любой правитель обязан поддерживать эти три опоры в равной степени на достойном уровне, постоянно их укреплять, развивать. Любой гражданин обязан помогать правителю в этом. Или уж, во всяком случае, не мешать ему.
К писателям, уважающим себя и свое государство, вышесказанное относится в первую очередь.
 
Писатель - должность государственная
 
Со времен великих мудрецов и столь же великих песносказителей, когда писателей еще и в помине не было, когда еще не было письменности, люди великие и простые понимали истину, выведенную в заголовке. Писатель - должность государственная. Художественное слово - квинтэссенция народной мысли, способов и средств мышления народа, обживающего то или иное пространство на том или ином временном интервале.
Художественное слово является своего рода лакмусовой бумажкой, по качественным характеристикам которой можно определить состояние общества. Художественное слово это - самый точный и безапелляционный диагност, определяющий с абсолютной достоверностью те или болезни государства.
Писатель не может не быть воспитателем, учителем, наставником. А значит, он сам должен обладать хорошей степенью обучаемости. И судьбы великих писателей убедительно доказывают эту мысль.
Писатель не может быть спортсменом, жадным до славы, золота и почестей, потому что творчество, в том числе и литературное творчество, ценно качеством, а не количеством.
Писатель - существо созидающее
Среди пишущих в настоящее время людей не так уж и мало Геростратов. Именно поэтому я назвал их «пишущими», а не писателями.
Герострату совсем не обязательно поджигать, уничтожать…
В настоящее время эта мысль стала чуть ли не самой актуальной для русской литературы. Потому что в изобилии появились пишущие люди, которые разрушают, создавая, а не разрушая. Они пишут и издают громадное количество книжной продукции, не имеющей к русской литературе ровным счетом никакого отношения. Но народ, дитя доверчивое, привык доверять книге. Ему трудно разобраться в безудержном потоке книжной макулатуры, горным водопадом низвергающемся на него, на наш народ. Ему некогда думать над писательскими проблемами. Ему трудно понять, что баракостроительство не есть архитектура, что разница между «хрущовкой» и храмом Василия Блаженного огромная и принципиальная. Еще сложнее ему понять разницу между изящной словесностью и словесной изящностью, то есть словесной эквилибристикой. Человек ведет гостя Москвы (любого другого русского города) к шедеврам и гордится ими. Но читает он при этом Донцову и Маринину, или других дам, не в меру плодовитых, но помешавшихся на баракостроительстве, либо на сусальной, якобы эмоциональной, а на самом деле, примитивно изукрашенной, пересыпанной обильными вздохами и банальным умствованием, болтливой строке. И обыкновенному человеку невдомек, что это чтиво разрушает его душу изнутри, воздействует на отдельно взятого гражданина и на весь народ гораздо хуже, чем единичный акт Герострата, поджигателя, разрушителя.
 
Женщина - существо семейное
 
О женщине я заговорил не случайно. Женщина государству нужна. История Российской державы убедительно свидетельствует, что женщина не раз играла в жизни государства очень важную роль. Во времена Рюриковичей, например, она, являясь по своему социальному положению премьер-министром в семье, а заодно и всеми министрами по совместительству (кроме министров силовых ведомств), не забывала при этом о главном своем назначение: она хорошо и много рожала, опережая по этому показателю коллег в соседних государствах. И это ее дело, женское дело, являлось одной из главных причин всех успехов сограждан. Факт. Хорошо рожали российские женщины вплоть до Великой Отечественной войны…
Справедливости ради, стоит отметить, что они хорошо проявили себя не только в чисто женском деле. Среди них были и писатели, и ученые, и государственные деятели и так далее.
Можно сказать коротко: русские женщины и россияночки могут все делать хорошо. Все.
Но в конце Двадцатого века произошла с ними не очень хорошая для жизнестойкости государства метаморфоза. Они почему-то увлеклись этим «всем» и забыли про главное свое назначение - детей рожать! Не будем их ругать за это. В конце концов, до этого мужеподобного состояния их довели мужики. Но нельзя не сказать, в контексте темы данной статьи, что женская мужеподобность оказала огромное влияние на серьезное снижение государственного иммунитета в России. И дело не только в том, что россияночки перестали хорошо рожать, а в том, что, не рожая, занимаясь другими государственными делами, например, писательским трудом, они показывают очень дурной пример молодым девчонкам. Не секрет, что и раньше девушки тянулись к прекрасному, к поэзии. Но раньше-то они тянулись к прекрасному! А сейчас они запоем пишут и читают всякую чепуху, создают и смотрят выхолощенные сериалы, выхолащивая души свои…
 
Большинство пишущих женщин - это лимита в литературе
 
Действительно, по своей нахрапистости, скорострельности и готовности браться за любую работу современные пишущие женщины очень похожи на московских и подмосковных лимитчиц 50 - 80 годов ушедшего столетия. Те работали на самой грязной работе, лишь бы быстрее получить комнату, затем квартиру. И эти работают точно также, лишь быстрее пришла к ним слава. Лишь бы быстрее их заметили и посадили перед телевизионной камерой - апофеоз счастья пишущих женщин.
Следует сказать, что среди лимиты в современной литературе много и мужчин. Но в процентном отношении и, главное, в поступательной динамике данного процесса женщины опережают представителей сильного пола. К несчастью для тех и других. Это не значит, что я обижаю женщин. Ни в коем случае. Чуть ниже я назову имена чудесных наших современниц, начинающих писателей, которые … так много могут, что дал бы им Господь Бог удачи, оказало бы им наше государство хоть чуточку внимания!
 
«Блатной корпус» государству также необходим, как и простонародье
 
В любом государстве во все времена всегда существовала прослойка людей, которую некоторые грубые люди в наши дни называют «блатным корпусом». Без него государству долго не прожить. Потому что это - цвет нации. Но беда в том, что людям свойственно не только рожать детей, воспитывать их, обучать, давать «путевку в жизнь», но и опекать своих детей, копить свое семейное, или клановое, потомственное богатство. Это - человеческое. Эта черта всех без исключения нормальных людей дала человечеству много гениев. Приведу лишь несколько примеров. Соломон построил Храм, потому что был Давид. Александру Македонскому помог взлететь Филипп. В скрипках Страдивари, Гварнери, Амати есть немалая доля труда ближайших предков этих гениев. Дмитрий Донской победил на Поле Куликовом, потому что были Даниил Александрович, Иван Данилович. Они начали копить мощь Руси Московской…
Да, бывали в истории факты и противоположные. Гении имеют способность являться не откуда.
И люди государственного мышления (писатели - во всяком случае!) должны в своей работе находить очень точную линию между гениями, идущими не откуда, и гениями из «блатного корпуса». В противном случае государственный иммунитет падает на всех социальных параллелях, а социальная пирамида принимает уродливый вид, нежизнеспособный. В гипертрофированном случае эта «фигура жизни» обретает вид «пирамиды наоборот», то есть пирамиды с вершиной внизу и основанием вверху.
Не буду стыдливо прятать глаза и говорить, что в современной России социальная пирамида имеет вид устойчивый. Не буду. Потому что это не так. Потому что со времен так называемой «перестройки» и реформ лидеры государства Российского подзабыли (а некоторые напрочь забыли), что
с людьми талантливыми нужно работать. На всех стадиях их творческой жизни. На всех социальных параллелях и вертикалях.
Государство наше в предыдущие пятнадцать лет под абсолютно надуманными предлогами стало самоустраняться от этой работы. Одним из главных и страшных по своим последствиям актом самоустранения является введение платного высшего образования. По сути дела, высшее образование становится уделом «блатного корпуса», славные представители которого считают, что они сами с усами, что они все знают и все организуют, все напишут, все поставят, снимут, сыграют… за все заплатят. Это - грубейшая, стратегическая ошибка, которая ведет страну к очередному семнадцатому году. Только в кубе, потому что ситуация в России и за ее пределами куда более серьезная и напряженная, нежели это было в 1917 году.
 
Писатель - не дворник с метлой
 
За предыдущие двадцать лет социальный и государственный статус российского писателя (повторюсь, человека государственного!) снизился до запредельного уровня. Предельным уровнем у нас в стране долгое время считалась профессия дворника, как самая низко оплачиваемая. Лидеры перестройки и реформ сделали все, чтобы опустить за эту критическую черту инженерный корпус (цвет нации, между прочим), а вместе с ними и писателей. И, надо сказать, эта акция выше означенным лидерам удалась. Писатель в настоящее время (не человек, пишущий всякую белиберду тоннами, а писатель) получает в расчете на 180 часовой «рабочий месяц» приблизительно две трети, в лучшем случае три четверти того, что получает средний дворник. Естественно, у нормального российского обывателя сложилось соответствующее мнение о писателе. Это столь же естественным образом занижает государственный иммунитет страны в целом.
Подобное положение сложилось потому, что и в этой сфере государство почти полностью самоустранилось, отдав издательское дело в руки якобы очень понимающих в русской литературе издателей, многие из которых (но не все!) вряд ли могут оценить поэтику Пушкина, Лермонтова, Лескова, Шолохова, Шукшина и «не поэтику» современных пишущих людей.
 
А работать все равно нужно
 
Обрисованная вкратце ситуация, экспозиция, на фоне которой живут и трудятся люди, преданные русскому слову, русской литературе, может напугать пессимистически настроенных людей. Но ведь люди работают! Значит, не все так уж и плохо. Значит, шанс еще есть.
 
 
Завязка
 
Ламброзо и Ляски или Генри Торо?
 
Ламброзо и Ляски, психологи XIX века, говорили, что по внешним стигматам можно узнать внутренний мир человека и степень его талантливости. Генри Торо, американский писатель, живший в том же веке, считал, что «внешний вид говорит о человеке также мало как о дыне». Древнеегипетские жрецы решили эту проблему за пять тысяч лет до них.
Как бы то ни было, но проблема поиска талантливых людей по сей день остается актуальной.
 
Талантливых людей искать - не лез рубить
 
Сначала все-таки нужно найти талантливого человека. Затем воспитать, обучить его. Затем дать ему соответствующее таланту и трудолюбию дело. Но как же выявить талант в ребенке, в молодом человеке?
С древних пор  в разных цивилизационных центрах планеты существовали разные системы (именно системы!) поиска и отбора талантливых людей. Вспомним, например, Египет.
Ежегодно, в определенные храмовые праздники, из Фив отправлялась в плавание по Нилу барка бога Амона Карнакского, Владыки тронов Обеих земель, со жрецами очень высокого ранга. Называлось богатое судно Усер-хат-Амон.
Помимо праздничных ритуалов, которые проводились в селениях и городах, расположенных на берегах Нила, жрецы решали еще одну важную задачу.
По особым предзнаменованиям, известным только жрецам самого высокого ранга, барка останавливалась у какого-либо селения. На берег выходил жрец, либо кто-то из его ближайших помощников. Они выбирали из рожденных в том году детей тех, кто, по их мнению, мог осилить сложнейшую программу обучения в Фиванской школе жрецов. А то и одного лишь ребенка выбирали они и уводили на Усер-хат-Амон. В селении по этому случаю устраивался праздник. Семья ребенка тут же приобретала огромный авторитет в селении и за его пределами.
Детей привозили в Фивы. Здесь их ожидало суровое, долголетнее обучение, состоявшее из нескольких этапов, каждый из которых завершался отбором лучших, способных продолжать учебу на более высоком уровне. Таких детей с каждым последующим этапом становилось все меньше. До самых вершин египетского образования доходили единицы. Большинство же учеников попадало на службу в храмы, во дворцы знатных людей и во дворец фараона. После первого этапа часть учеников отправлялась в учебное заведение, готовившее для страны врачей, писцов, архивариусов, полководцев, зодчих, стражников и других специалистов. Самые талантливые отправлялись в Школу Амона, где они могли постичь тайны высших знаний, которыми обладали жрецы Древнего Египта.
Метод поиска жрецами талантливых, высоко обучаемых, творчески осененных свыше детей до годовалого возраста может вызвать улыбку у атеистически настроенных мыслителей, но не будем уподобляться скептикам, не дадим их улыбкам ввести себя в заблуждение.
Вспомним хотя бы следующий факт. Данный метод успешно функционировал более трех тысяч лет. А это говорит о том, что жрецы Страны Нила действительно обладали важными познаниями, навыками, а то и чувствованиями (почему бы и нет?), с помощью которых они почти всегда точно угадывали интеллектуальные и творческие возможности крохотного человека.
Если представить себе существо разумное, как некий генератор жизни, а генерируемую им жизнь - как некую энергию. Если представить себе эту энергию графически, в виде кривой, имеющую свою частоту, определяющую профессиональную предрасположенность источника. Если жреца представить себе как некий приемник, принимающий сигнал конкретного источника и способный определять его «профессиональную частоту», то проблема «метода жрецов» будет исчерпанной. Останется только узнать, как они, грубо говоря, «конструировали» свои приемники, и создать свои, не уступающие египетским «разумометрам». И не только египетским.
Подобным методом поиска владели творцы древнеиндийской поэмы «Махабхарата» и сочинители эпосов многих стран Земного шара, и даже русские сказочницы, поразившие когда-то Киршу Данилова.
 
Тестирование - не панацея
 
В начале Двадцатого века в некоторых странах планеты, особенно в США, ученые предложили и разработали своего рода механистический вариант «метода жрецов» для определения профессиональной предрасположенности молодых людей с помощью тестирования. В этой связи хочется рассказать историю, услышанною мной от профессора Ф. Н. Шемякина. Американцы создали сложные системы тестов, которые действительно помогали им распределять людские резервы. Особенно хорошо метод зарекомендовал себя в армии, которая, как известно, в 20-е годы Двадцатого века подверглась значительным метаморфозам, порожденным научно-технической революцией. В вооруженных силах появились танки, самолеты, химическое оружие, изменилось вооружение в пехоте, артиллерии, военно-морском флоте и так далее. Система тестирования помогала американским генералам относительно точно угадывать возможности призывников и распределять их по различным родам войск.
В Стране Советов действовали другие «тесты»: если ты очень хороший комсомолец, то прямая тебе дорога в авиацию, если просто хороший комсомолец - в танковые войска, не очень хороший комсомолец - в артиллерию… в пехоту, химические войска и так далее. Вскоре, однако, выяснилось, что очень хороший комсомолец не обязательно мог стать хорошим летчиком. Это удручало советских руководителей. Узнав о системе тестирования допризывников в США, они решили догнать и перегнать в этом вопросе американцев и всех сразу капиталистов и дали добро на развитие в Советском Союзе науки педологии.
Через некоторое время Сталину подсказали идею сравнить с помощью тестов интеллектуальный уровень советских молодых людей и американских. Соревнования проводились по американским тестам. Естественно, советские юноши и девушки проиграли, и «вождь народов» запретил педологию, обозвав ее лженаукой.
Да, тестирование, тем более, американского, прагматического толка, ни в коем случае нельзя даже рядом поставить с «методом жрецов». Но игнорировать опыт американцев не стоит. В нем что-то есть. Другое дело, что созданием тех или иных тестов для той или иной аудитории, для людей той или иной области должны заниматься специалисты, тонко чувствующие психологические и другие особенности этой аудитории, области, то есть земли, которая есть корень всех существ, прекрасных и безобразных (Древний Китай). Создавать тесты на таком уровне сложно и хлопотно. Но иначе нельзя.
Педология в России так и не воскресла. Но талантливых людей из-за этого в ней не стало меньше, скорее наоборот, что, кстати, хорошо известно и в США, и везде на нашей планете. И до последнего времени в России функционировали, я не боюсь озлить некоторых людей, более подходящие русской душе системы поиска талантливых людей.  Все эти системы схожи в одном: основой их являлся личный контакт ищущего с «претендентами в гении». Никаких не контактных тестов. Русская душа - система ценностей очень устойчивая, хотя бы потому, что она формировалась как минимум полторы тысячи лет. Вряд ли она так быстро примет тестирование и только тестирование в педагогической деятельности.
 
Сын кухарки - тоже человек
 
Следует напомнить, что «метод жрецов» кроме всего прочего демократизировал задачу, давал возможность простолюдинам, даже тем, кто волею судьбы оказался в замкнутом социальном пространстве, проявить себя. Талантливый сын кухарки, «склонившейся над зернотеркой», мог при соответствующем таланту трудолюбии занять очень высокую ступень в жреческой иерархии Древнего Египта. А, например, в древнеиндийском обществе он мог стать дваждырожденным, то есть равным жрецам, представителям высшей варны.
Выбирая младенца (египетские жрецы), либо семи-восьми летнего мальчика (индийские жрецы и песносказители), либо девочку (русские сказочницы), они должны были по внешним стигматам угадать в совокупности:
1. интеллектуальные возможности младенца, либо совсем маленького человека,
2. физическое здоровье,
3. душевную стойкость,
4. духовную силу.
5. преданность делу и стране,
6. способность много работать и не роптать при этом,
7. способность творить в рамках «государственной идеи»,
8. не взрывоопасность…
 
Сложная задача, но, следует помнить, что и те, и другие, и третьи с ней справлялись! Египет просуществовал на сцене истории около 3 тысяч лет. Индия - до сих пор стоит. Да и русские сказочницы не одно столетие выискивали таким способом талантливых девочек.
Система образования в Египте была сложной, многоступенчатой. Об этом можно получить кое-какую информацию из сведений о жизни Солона, Пифагора, Платона и других греческих мыслителей. Или, у того же Ямвлиха. Они позаимствовали многое у жрецов Страны Нила.
Чтобы не увлекаться слишком уж историей данной проблемы, я еще раз повторю, что системы поиска талантливых детей были разные в разных странах в разные времена. Мы, люди Двадцать первого века, что-то взяли у них, но многое забыли. Это - по-нашему, по-человечески.
Но сказать, что мы не занимаемся данной проблемой вовсе, значит обидеть многих и многих подвижников, а то и рабов русского слова. В предыдущие пять лет я видел таких людей. Учителя и чиновники, писатели и преподаватели ВУЗов, бизнесмены и политики отдают (часто безвозмездно) частицу своей души важнейшему государственному делу. Они проводят среди детей, подростков, молодежи литературные конкурсы, они читают сотни, тысячи рукописей, они находят одного-двух, от силы трех-четырех талантливых, награждают их Почетными грамотами, иной раз - ценными подарками… а дальше что?
 
Кульминация
 
Талант - множественный дар Бога или Судьбы
 
С помощью конкурсов, а также по протекции заботливых людей, либо иными средствами и способами талантливых будущих (!) писателей в настоящее время разные люди находят много. Очень много! Я был членом жюри двух десятков литературных конкурсов среди подростков, юношей и молодых людей, проводимых в Архангельске, Ярославле, Иванове, Белгороде, Краснодаре, Королеве, Москве. В них приняли участие в целом что-то около 5 - 6 тысяч человек юного возраста. Из них человек 45 - 50 мы нашли. Это - две группы в Литературном институте им. Горького. А ведь подобные конкурсы проводятся на всей территории Российской Федерации! (Напомню, без активной помощи государства!). Значит, ежегодно в стране выявляется что-то около  1000 литературно одаренных молодых людей. Выявляются!
Но дальше что?
Дальше в свои права вступает действительность, суровая реалия нашей жизни. Значительный процент из этих молодых людей (талант - множественный дар Бога или Судьбы) уходят «по желанию» мам, пап, дедушек и бабушек в престижные ВУЗы, закончив которые молодые люди хорошо устраиваются на работу, получают в месяц столько денег, сколько дворник и писатель вместе взятые получают за год.
Менее значительная часть молодых людей уходит в детективную и иную подобную «литературу».
Кто-то поступает в не престижные в настоящее время технические ВУЗы в надежде получить хоть какое-то образование.
Кто-то просто живет, устраиваясь в какое-нибудь «продажное предприятие», выживая.
До Литературного института, до журфаков, до филфаков доходят из той 1000 человек 60 - 70. Поступают 7 - 10 человек.
Но ведь эта 1000 есть! Многие из молодых людей, замеченных в литературных конкурсах, мечтают писать, продолжают писать. И это - хорошо. Это, быть может, лучше, чем сразу после школы поступить в Литературный институт. Жизненный опыт, конкретное дело ни одному писателю еще не помешали. Наоборот.
Пусть учатся в разных ВУЗах, пусть работают, пусть познают жизнь. Но если они еще и пишут, то … как же им оценивать свои труды, по каким критериям? - По критериям издателей - так думают многие молодые люди, уже пишущие, но еще не писатели. Они приносят рукописи в издательства, там им говорят: «Эта вещь не пойдет. Но если Вы хотите с нами сотрудничать, напишите то-то, то-то». Кто из писателей и людей пишущих не слышал эту убийственную для творчества (в наши дни!) фразу?! Да, на заказ работали всегда. Даже Фидий, даже Леонардо да Винчи, даже Достоевский. Но какие у них были заказчики!
Как же выйти из этого положения? Как же помочь молодым людям пишущим хотя бы уж морально? Как воспитывать их, обучать писательскому ремеслу. Да-да, именно ремеслу! Как прививать им литературный вкус?
На все эти и другие подобные вопросы писатели с опытом ответы знают. Нужно возродить серьезные литературные семинары. При «толстых журналах», при союзах писателей, при МСПС.
В наши дни функционируют Литературные объединения чуть ли не в каждом районе Москвы да и Подмосковья. Их ведут опытные или относительно молодые писатели. Но был ли хоть один «общий сбор» всех Лито? Был ли хоть один серьезный разговор между руководителями Лито и самыми талантливыми «прихожанами» этих литературных посиделок? Кто должен этим делом заниматься?
Государство? - Несомненно. Но вряд ли государство в ближайшем будущем посчитает нужным заниматься подобными вопросами. Вряд ли. Тогда - кто же?
Остается только один ответ: писательские союзы и организации. В нашем случае: МСПС, СП России,  МГО СП России, Московская областная организация СП России.
Мы пускаем дело на самотек. Мы действуем по принципу: не деяние есть тоже деяние. В какие-то исторические моменты, в каких-то делах этот принцип срабатывает. Сейчас он не сработает. Это не значит, что русская литература (а значит, и русский народ!) погибнет. Нет. Это - очень устойчивые системы с весьма активным вектором самосохранения. Они выживут и поживут. Речь в данном случае идет о том, что при более активной в указанном направлении работе писательских союзов и МСПС, как структурирующего органа, процесс возвращения людей пишущих (не писателей еще) к ценностям великой русской литературы пойдет быстрее для них.
 
«На писателя» учиться надо долго!
 
Срок обучения талантливых людей в Египте составлял что-то около 20 лет. У друидов Галлии, если верить Цезарю, 20 лет. В ордене Пифагора около 20 лет. Платон пришел к Сократу в молодом возрасте, уже имея серьезную «образовательную» подготовку. Он посещал «сократовский семинар» восемь лет. Аристотель пришел к Платону, будучи весьма образованным человеком, и посещал Академию двадцать лет. Некоторые ученики Конфуция бродили с этим странником Поднебесной десять, двадцать и более лет…
Подобных примеров в истории гениев великое множество. Бог щедр. Он не дарует один талант полюбившемуся Ему. Он дарует и талант в каком-либо деле, и ненасытную страсть к познанию.
В настоящее время не только все пишущие люди, но и некоторые писатели забыли о тройственной сути божественного дара: таланте, трудолюбии и страсти к познанию. Им почему-то кажется, что можно просто писать. И опыт разных Платонов да Аристотелей им нипочем.
Это - грубейшая ошибка. К сожалению, она не является чисто личностной. Хотя бы потому, что «человек - существо общественное», а талантливый человек является для общества своего рода маяком, путеводителем. А для женщин еще и предметом обожания.
Прогрессирующее у молодых людей нежелание учиться, чтобы писать и писать, чтобы учиться, привело, например, к оскудению исторического жанра, мыслитики, как откровения писательской души, к появлению весьма странного термина: интеллектуальная литература … Этим термином почему-то очень часто пользуются при разговорах женщины. Действительно странно: разве может быть литература не интеллектуальной?! Если это литература?
Беда многих лито и семинаров заключается в том, что работают в них прихожане. Сегодня смог и захотел и пришел. В следующий раз текучка заела. Затем жена не пустила. И так далее. Именно поэтому творческая планка многих лито и семинаров занижается, останавливается на не высоком уровне.
Я не хочу сказать, что более активное внимание со стороны МГО СП России, СП России, МСПС к этой проблеме в корне изменит положение дел в данной проблеме. Я даже не уверен в целесообразности перемен. Я говорю о том, что … Аристотель активно учился у Платона 20 лет! Что без постоянного, активного и напряженного повышения «писательского образования» (жаль, что нет такой дисциплины в Литературном институте!) писатель превращается в слесаря на поточной линии.
 
Писатели не уходят на пенсию
 
Уже упоминавшийся Софокл написал последний свой шедевр в 90 летнем возрасте. Лев Толстой работал в 80 летнем возрасте. На 80 году жизни мой Учитель Ф. Н. Шемякин изучил древнегреческий язык и был при этом счастлив как младенец. Искусство - не спорт. В искусстве возраст - пора глубинной мудрости, которая молодым не подвластна, пора самых искренних откровений, самых важных открытий. Истины - всем известные.
Отправив многих поживших писателей на пенсию, мы и в этом совершили стратегическую ошибку. И человеческую ошибку. Потому что далеко не каждый писатель, уволенный на пенсию, смог справиться с таким приговором судьбы.
И педагогическую ошибку мы совершили, да не мы, если уж говорить по-солдатски прямо, а наше Государство.
Эту ошибку нужно исправлять. И если у государства не хватает времени и денег (скажем, на какой-нибудь ценный подарок за общий вклад в русскую литературу, а то и денежную премию), то этой работой должны заняться СП и МСПС. Больше-то некому.
Но было бы куда лучше вспомнить еще раз пример Софокла и Еврипида и учредить:
1.    Ежегодную премию (на конкурсной основе) за вклад в русскую литературу;
2.    Ежегодный конкурс на лучшее литературное произведение;
3.    Ежегодный конкурс для молодых писателей;
4.    Ежегодное Совещание молодых писателей, естественно, с привлечением к этой
работе лучших российских писателей, в том числе и ветеранов нашего дела…
 
Развязка
 
Поучимся у древних греков
 
Вспомним еще раз древних греков. Одной из главных составляющих их жизни, одно из причин их Дела в истории человечества была развитая на генном уровне состязательность. Греки состязались во всем. Олимпийские игры, о которых знает любой школьник, были своего рода логическим завершием «состязательного дела греков».
Цитирую: «Во время Игры свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, другими ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, сценическими представлениями, увеселениями… Игры устраивались как за общественный, так и за частный счет. В Греции самыми значительными были: Олимпийские Игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие начиная с 776 года до н.э. в Олимпии раз в четыре года; Пифийские Игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона, устраивавшиеся в Дельфах раз в четыре года; Истмийские Игры в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года под Коринфом; Немейские игры - в Немейской долине, посвященные Зевсу (раз в два года). А кроме этого в Афинах, например, ежегодно проходили состязания драматургов. Великий Софокл участвовал в них 72 раза. Победил он «всего» 24 раза. Последний раз Софокл одержал победу в возрасте 90 лет, представив членам жюри пьесу «Эдип в Колоне». В тех состязаниях участвовал и великий Еврипид. Существует мнение, что поражение подкосило этого великого трагика, и он вскоре умер. «Софокл, услышав, что в Македонии скончался Еврипид, сказал: «Погиб оселок для моих стихов».
Все понятно?
Древняя Греция. Не более 3 миллионов человек. Проводит ежегодно, раз в два года, раз в четыре года десятки состязаний «за общественный счет и за счет частных лиц». Дает миру философов, драматургов, поэтов, скульпторов … А мы?! У нас что, меньше государственных (общественных) средств на это дело великое? У нас нет «частных лиц», которые душой болеют за Россию? - У нас все это есть и гораздо больше, чем у древних греков. Но почему-то в СМИ изговорились о каком-то «Челси» и его владельце, и совсем редко говорят о тех людях, которые и умеют «делать деньги» (и пусть делают себе на здоровье!) и о России пекутся. У нас нет людей, которые способны подсчитать прибыль от проведения в стране регулярных Литературных Олимпиад, Гуманитарных Олимпиад, постоянных творческих конкурсов, соответствующих телешоу и так далее? У нас таких экономистов нет? - Есть они, есть! Но почему-то (почему?) они стесняются подсчитать и обнародовать свои подсчеты на тему: «Экономическая прибыль и великая государственная прибыль от проведения постоянных Гуманитарных Олимпиад, конкурсов всероссийского масштаба». Почему же они, в самом деле, стесняются? Покупатель «Челси» не стесняется, хотя России от этой покупки ровным счетом никакого дивиденда.
Не надо стесняться этого.
 
Уверенность в своих силах - точка опоры для писателя

«Дайте мне точку опоры, и я переверну Земной шар». Тоже ведь древний грек сказал.
Талант можно сравнить с рычагом. Рычаг без точки опоры - палка в пыли на обочине. Уверенность в своих силах - есть та точка опоры, которая просто необходима человеку творческому.
Но как поддерживать в писателях это важное чувство? - А что тут изобретать велосипеды, если те же древние греки все сказали об этом.
Состязания! Регулярные, постоянные, хорошо освещаемые СМИ, демократически организованные.
Софокл одержал, повторюсь, всего 24 победы, участвуя 72 раза в состязаниях. Другой бы, проиграв два-три раза, оскорбился бы, перестал участвовать. Но только не грек. Особенно великий грек. Ему нужно было участвовать, нужно было выигрывать и нужно было проигрывать - достойному! Который являлся бы для его стихов оселком.
 
Товар - деньги - товар у купцов. Произведение - слава - произведение у творцов
 
Прошел конкурс, наградили победителей, издали их книги: великая прибыль всем. Особенно победителям, потому что люди творческие обычно работают на положительных эмоциях.
Произведение лауреата становится маяком для всех пишущих. Маяком душевным. Это еще одно дело Олимпиад и конкурсов: формирование вектора души, ума и сердца у писателей. Найдем нового Шолохова (они есть, их нужно только найти!), наградим, книгу издадим, книгу будут читать, книга прочитанная будет теребить неспокойные души и сердца молодых - они будут писать, тянутся, страдать … Пусть пишут, тянутся, страдают - но по Шолохову. А не по авторам детективной и прочей «литературной» дури, которая воздействует на умы, на государственный иммунитет хуже анаши и героина.
Разве это не нужно государству, державе?
 
Женщины любят, когда выполняются данные им обещания
 
Я выполняю данное ранее обещание.
Елена Горшенева, студентка Литературного института, девушка с опытом, прочитала на семинаре сложнейшую вещь о поэтике Набокова. Нашла ход, художественные средства, поймала удачу. Пиши! Работай! Ищи! - Нет, надо деньги зарабатывать, чтобы элементарно выжить. Выжить. Работает, выживает. Пишет. Рассказы, критические работы … Очень сильная личность. Завидую.
Женя Тидеман. Поэт. Свой пленэр. Видит, чувствует мир единый. Регулярно отправляется в командировки. И пишет там стихи. Брянский лес - у нее свой. Вологодский - свой. Каждая деревушка у нее своя, каждый колодец и глаза у стариков … И наукой ей хочется заниматься. И вести литературный кружок. И писать стихи. И читать их нам на радость. Устоит, не сломается - будет на Руси поэт, будет.
Недавно ворвалась в семинар Р. С. Сефа Марина Писарева. Стихи пишет. Себя ищет. В прозе свою женщину ищет. Всего несколько рассказов, но женщина в них - ее, Марины Писаревой женщина. Не манекенная, сериальная, а своя.
А наша Наташа Осташева! Пришла три года назад на семинар женщина молодая со стихами, да с высшим образованием, да с двумя детьми. Что это значит - платное образование. Справится? - Справилась. Преодолела самый сложный личный барьер. Работает, зарабатывает деньги на семью, да на учебу. «Легко ли быть молодой?» А молодой поэтессой? Спроси у нее, Государство? Как удается ей не изменять слову русскому, «великому, могучему»? Как удается ей не писать пошлость? И при этом не печататься нигде (хотя давно уже пора)? Как удается ей верить, и с верой карабкаться на свою вершину?
А есть еще у нас Маша Погодина, Таня Иванова, Лена Степанова… которые нет-нет да такое прочтут, что от белой зависти бежать хочется домой и писать.
Эх, Государство!
Помогло бы Ты им, обратило бы на них внимание, обласкало бы, раз уж денег у Тебя нет на более достойные знаки внимания! Женщины ласку любят. Женщины существа благодарные. Неужто Тебе, о Государство Российское, это не известно? Неужто Ты не знаешь, какая великая польза Тебе будет и каждому Твоему гражданину от таких женщин, Тобою обласканных?
 
Мужчины тоже достойны внимания
 
Дмитрий Щелоков владимирскую деревню пишет, Московский люд начинает осваивать - кому он нужен, парень молодой, тяготеющий к деревенской-то прозе, к деревенскому-то чувствованию строки, человека? Разве он Тебе не нужен, Государство? Разве деревня уже и не Родина наша изначальная? Разве это правильно, что Дмитрий Щелоков вынужден писать о каких-то канализационных проблемах, с которыми может справиться любой инженер, техник, слесарь?
А сколько у нас мужчин замолчало, преданных реалистической, русскими писателями всегда особо почитаемой литературной строке? Я помню студентов Литературного института из семинаров разных мастеров. Где эти писатели? - В писательском подполье. А там много не сотворишь, Тебя, о Государство Российское, прославляя. Почему они оказались в подполье? Может быть, Тебя, Твой народ, Твою землю уже и прославлять не надо? - Нет надо. Даже если ты вдруг запретишь это делать, они, настоящие писатели Твои, будут это делать. Не запретишь, хоть и всесильное Ты, но себе навредишь.
А значит, пора бы тебе, о Государство Российское, изменить свое отношение к тем, кто отвечает перед Тобой за одну из главных опор государства, за слово. Пора бы…
Хостинг от uCoz