Великие учителя и ученики
(Педагогика гениев) (Сравнительное описание Творческих школ в истории мировой культуры. XXX век до н.э. – XXI век н.э.) |
|||
Введение
Проблема обучения одаренных детей была актуальной в жизни Земного шара всегда и везде: в любом государстве, в любом племени, обживающем самый отдаленный от цивилизационных центров планеты «забытый Богом» уголок, в любой семье, которой господь даровал талантливого ребенка. История этой проблемы, к сожалению, не прописанная великими учеными и писателями, представляет собой динамичную, драматичную нить событий, логически вплетенную в неразрывный «канат жизни», нить не рвущуюся ни при каких обстоятельствах, ни при каких катаклизмах, социальных, природных, космических. Можно сказать сильнее: эта симпатичная нить - единственная непрерывная нить в «канате жизни», потому что любой род, любое племя, государство живут только тогда, когда они способны воспроизводить и воспроизводят талантливых людей.
Мы знаем, что люди могли не воевать десятилетиями, но «военная составляющая истории» является самой жирной, насыщенной. Люди могли не любить, а просто рожать детей по необходимости или по требованию, но «любовная линия» лишь в незначительной степени уступает «военной линии». Люди могли не верить в Бога, в богов, но и эта линия хорошо отработана специалистами. Люди могли не путешествовать… не возводить дорогостоящие сооружения, могучие скульптуры… не писать философские произведения, не сочинять стихи, не брать «тайм-аут» в той или иной сфере деятельности. Даже общеобразовательные школы в некоторых случаях не нужны были людям. Но талантливые люди всегда были нужны любому роду, племени, государству, естественно, талантливые в том деле, которое помогало достигать жизненно важных целей. А значит, всегда и везде существовали проблемы поиска, выявления одаренных и достойных, их обучение, а также их взаимоотношения со своими учителями, с обществом. Всегда и везде. То есть можно признать, следуя логике размышлений, что нить истории данной проблемы действительно уникальна и бесценна по своей значимости для человека и человечества в целом. Но почему-то до сих пор, я повторюсь, она разработана до обидного слабо. Следует напомнить, что обыкновенные люди всегда и везде понимали важность данной проблемы, о чем говорят, например, русские пословицы и поговорки: Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает. По выучке мастера знать. Добро того бить, кто плачет, а учить того, кто слушает. Чего нет за шкурой (за кожей), к шкуре не пришьешь. Наука не пиво, в рот не вольешь. Повторенье - мать ученья. От умного научишься, от глупого разучишься. Ученая ведьма хуже прирожденной. Недоученный хуже неученого. Переученный хуже недоученного. Наука учит только умного. Красна птица перьем, а человек ученьем. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Ученье лучше богатства. Иной охоч да не горазд, иной горазд да не охоч. Не уча (Неуча) в попы не ставят. Одной пчеле Бог сроду открыл науку. Ученый водит, неученый следом ходит. Всякая мудрость от Бога. Нет рожёного (ума), не дашь и ученого. На Бога надейся, а сам не плошай…   (В отдельной главе мы поговорим о народной мудрости в контексте нашей проблемы). Понимали актуальность задачи и многие великие ученые, о которых пойдет речь в книге и мысли которых мы будем цитировать, но почему-то и у них не хватило чего-то, чтобы систематизировать и обобщить богатейший материал истории Творческих школ. Я не претендую на звание первооткрывателя или, не приведи Господь, первого систематизатора и обобщителя». Я  хочу обратить внимание людей думающих на воистину безграничные для писателей, психологов, педагогов, философов, государственников, теоретиков военного искусства…возможности, сокрытые внутри данной историологической проблемы. В книге будет поведано о драматичных, а нередко трагичных, судьбах великих Учителей и Учеников, об их взаимоотношениях, взаимовлиянии, о столкновениях великих людей с «внешним миром», то есть со своими согражданами. Книга будет построена по хронологическому, земношарному принципу и
состоять из следующих частей и глав: |
|||