Дядя Стёпа, великий и
ужасный
— На что тебе лягушки, барин? — спросил его один из мальчиков.
— А вот на что,— отвечал ему Базаров, который владел особенным уменьем
возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и
обходился с ними небрежно,— я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее
там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только на ногах
ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.
— Да на что тебе это?
<...>
— Ну, полезайте в воду, философы,— промолвил Базаров.
 
Иногда Базаров любил, погладив какого-нибудь деревенского мальчишку по
стриженой голове, вдруг сделать зверское лицо и дать ему хорошенького
«леща». Этой своей привычкой он возбуждал к себе особенное доверие в
людях низших.
 
 
Правильно говорил мой коллега Петруха Верховенский: придет власть и станет
раз в семь (кажется — недосуг проверять) лет пускать по стране судорогу.
 
Я, как вы сами понимаете, не о Путине говорю. Он-то как раз —
транквилизатор. Но власть за ним — прежняя.
 
Долго думали, думали и придумали. Открыть всероссийскую дискуссию о
детской литературе под названием, которое мощно сочинили в ЦРУ (см.
предыдущего «Базарова»): Нужен ли нам наш русский Гарри Поттер?
 
Отвечаю по-базаровски кратко и четко. Да, нам нужен наш очень русский
Гарри Поттер. Ему должно быть двадцать два примерно года, он должен
обладать отменным здоровьем (в отличие от прыщавого и очкастого
английского мальчишки), раз в неделю звонить своим горячо любимым
родителям (потому что он не сирота какой-нибудь, которого на помойке нашли,
вымыли, воспитали, а он отплатил за это черной неблагодарностью), любить
свою синеокую девушку и жениться на ней, и так далее и так далее. Словом,
образ примерно вырисовывается, хотя поработать еще есть над чем. Да,
забыл мелочь. Наш Гарри Поттер служит в ВВС и летает не на поганой метле,
а на СУ последней разработки.
 
Или курсирует на ядерной подводной лодке из Владивостока в наш Калиниград.
 
Дискуссия о детской литературе умиляет тем, что никто не проговаривает
последней «базаровской» правды, а именно: детская литература понятие
государственно-стратегическое. Тут битва идет не на жизнь, а на смерть. Или
Михалков — или Успенский. Или Агния Барто с грамотной лакировкой
социалистической действительности — или Григорий Остер с не менее
грамотным ее очернением. Битва и весьма серьезная!
 
Только не надо мне про талант... Нас долго убеждали, что Аксенов уехал,
потому что талантливый, а N остался, потому что бездарный. «А я ждала и
верила...» Вот Солженицын не врал. Уехал (выслали), потому что с
коммунизмом боролся. А не потому что его проза талантливее кочетовской,
хотя это действительно так и есть.
 
Так — и детские писатели.
 
Да все они — талантливые! Я сам с 5-летним сыном смотрю мультики про кота
Матроскина и считаю Успенского замечательным писателем. Талантлив?
Талантлив. Но и Михалков талантлив. «Дядю Степу» создать это ж вам не
мутовку облизать. Только что это просто талантливый Успенский так
издевается над нашим державным дядей Степой в «Известиях» (15 января)?
Тут, мамочки мои, не в таланте дело. И даже не в новом разделе сфер
влияния в детской литературе.
 
Тут все очень серьезно...
 
Вся детская литература делится на два лагеря или же — два полюса.
 
Первый — это литература детского «заговора» против взрослых. Сам по себе
этот «заговор» может быть наивен, сю-сю, сю-сю, и вызывать умиление у
взрослых. Но в конечной своей перспективе этот «заговор» всегда стремится к
«педократии», то есть к власти детей. Чтобы дать понять, насколько
«педократия» вещь серьезная, страшная и реально угрожающая мировой
цивилизации, напомню, в частности, что о «педократии» как основной черте
революционной интеллигенции писал в «Вехах» философ Сергий Булгаков.
Понимаете, этим революционным детям было интересно казнить на гильотинах,
расстреливать в большевистских казематах, пытать и т. д. Это же правда
интересно! Бах! И человечек упал и корчится. Хрясь! А головка-то и отлетела.
Дети, например, отстригают голубям ножницами лапки и смотрят, как они
смешно не могут взлететь. Ну или кошку бензином обольют и подожгут ночью.
Ну, смешно же, правда, как она горящая бегает?
 
Ах — вам не смешно?
 
А то, что на 90% вся современная мировая детская литература пронизана
идеей «заговора» против взрослых и «педократией» — вам кажется
нормальным?
 
Мол, повзрослеют...
 
Так и Ленин повзрослел. И Гитлер повзрослел. А были — дети.
 
Составить список «педократической» детской литературы не сложно. Всё ж на
виду. «Тимур и его команда». «Про дядю Федора и кота Матроскина». «Гарри
Поттер». Это не все, разумеется, я просто черпаю из разных мест одного
кипящего котла. Везде одна и та же идея: взрослые — это козлы! И поэтому их
надо всячески опускать не так, так сяк. Надо устанавливать свою детскую
власть. Мама истеричка, папа безвольный «академик», «ботаник», короче, а
вот есть кот Матроскин, Шарик и другие зверушки, которые значительно
умнее. А главное — понимают дядю Федора и по попе его бьют...
 
Рай на земле и — всё!
 
Торжество коммунизма!
 
Только не говорите мне, что всё это ирония, гумор. Мы, Базаровы, вам не
дурачки. Когда миллионы наших детей приучают к победоносному сиротству, к
педократии в наиболее чистом виде (это я уже не про Успенского, про
Роулинг), звони во все колокола и зови дядю Степу. Великого и Ужасного. Чтоб
по попе нашлепал суток на пятнадцать.
 
Кстати, напомню, что идею «педократии» в реальности изобразил Януш Корчак
в книге «Король Матиуш Первый». Очень, знаете ли, мрачная вышла книга.
Хостинг от uCoz