Дмитрий Щелоков пишет много и на самые разные темы. О чем он только
и о ком только не пишет. От деревенских людей, участников гражданской
войны до какого-то Уильяма МакДембри XIX века, капитана
потерпевшего кораблекрушение недалеко от Бермудских островов
корабля. Место действия - и в Туркмении, и в Чечне, и в Манчджурии, и
т.д. Ему есть, что сказать и именно свое, к чему неравнодушен в жизни, а
убеждает этом рассказ «За покупками». И прежние рассказы Щелокова о
деревне выделялись среди его других, выделялись своей, я бы сказал,
предметностью. И это неслучайно, потому что автор любит деревню. И
пишет он не вообще о деревне вне времени и пространства. Он знает
страшные даты народной истории. Вот рассказ «Волк». Назван год - 1947.
Что это за время? Второй послевоенный год. Голод. Если бы это было на
Смоленщине - то вспомнились бы остовы печей, другие остатки
сожженных, разоренных немцами деревень, землянки. Но в этом рассказе -
Владимирщина, и последствия войны здесь - одичание природы, стаи
волков, при целости деревень как бы висящие в воздухе бедствия
голодного времени, к чему чуток молодой автор. И вот этот рассказ «За
покупками». Сколько написано о безлюдной деревне! Но наш автор нашел
свой тон, свое сочувствтие. Он не сен-ти-мен-таль-ни-ча-ет (трудное в
данном случае слово), не умиляется какой-то «бабушкой Маней». Он
называет свою старушку даже по фамилии - Шелкова. Кстати, данная
фамилия, без нажима, естественно передающая что-то теплое, мягкое, в
деревенской старушке, не убитой многострадальной жизнью. И эти… нет,
не воспоминания, а обрывочные мысли ее по дороге на лыжах за нехитрой
провизией, мысли о своем военном детстве, потерянных талонах на хлеб.
И все последующее описано живо, зримо, добрый разговор с продавцом
на продуктовой машине Асланом, возвращение домой, встреча со стаей
собак, когда от страха он чувствует «частые удары собственного сердца».
И тут автор находит неожиданную подробность. Возможно, она и
несколько условна, «экзальтированна», могла бы показаться и совсем
фальшивой в восприятии старухи, прибитой страхом к земле, но автору не
изменяет здесь то, что можно назвать тонким психологическим чутьем.
Старуха у него «легла на спину и уже не хотела шевелиться». И в этот
момент звезда может действительно для нее «пульсировать», хотя само
это слово для нее и не очень свое, деревенское. И все-таки выразительно.
Виден в конце рассказа и тракторист, который выручает увязшую посреди
поля старуху. Ночью он расчищал дорогу, имея одновременно задание
раздавать листовки жителям в качестве заманки на предстоящих выборах
нового губернатора. Вроде бы «мелочь», но как типично для
«демократических» избирательных нравов.
Автор сроднился со своей Герасимовной, и поэтому она не стилизована,
не архаична, а вполне натуральна, какой и может быть в жизни,
скудеющей такими характерами. Отчасти это и потому удача, что автор
отошел от своего прежнего увлечения деформированной под «народную
речь» лексики деревенских людей. В этом рассказе особенность речи
героини не в утрированных словечках, а в складе ее мышления.
Другой  рассказ Дмитрия Щелокова «Параллельный мир» - о бомжах.
Причем психологически с ним связана другая линия - выбор человеком в
кризисную фазу своего быта из всех возможных путей высшего из них -
нравственного подвига. Герой рассказа Олег Борисович болен раком -
зная о своей обреченности, он решает последний остаток своей жизни
обратить в заботу о бомжах, предоставить в их распоряжение свой дом.
Кто такой бомж - человек без определенного места жительства - мы
обычно знаем понаслышке. А если кто испытал это на себе? Дочь
Толстого рассказывала, какой ужас бездомности испытали они с отцом,
когда ушли из Ясной Поляны, пустились в странствование; не находили
себе места под крышей. Уже на станции Потапово расположились в
комнате начальника станции, где все казалось Льву Николаевичу
неудобным, несносным, чужим. Но ведь одно дело - временная
бездомность, ну а если был бомжом всю жизнь? Какая масса людей еще
недавно, до так называемой «перестройки» живших нормальной жизнью,
оказалась выброшенной на улицу на всякие муки, часто на гибель. Как-то в
Тропаревском парке на Юго-Западе Москвы услышал я от прохожих, что
послали за милицией - в овраге повесился бомж. Я даже дату записал - 21
апреля 2003 года, можно узнать в милиции. В том же парке прячутся в
землянках, под охраной собак, эти несчастные люди - впрочем, как и в
этом рассказе Щелокова. Есть место в рассказе, которое может быть
внятно каждому, в ком жива человеческая способность поставить себя на
место страждущих, сочувствовать им, порадоваться пусть случайной их
удаче. Вот они, бедолаги, получили от своего благодетеля ключ, подходят
к его дому, не верят, что возможно чудо, ночевка в теплом жилье, что
можно выспаться спокойно, не бояться, что тебя выследят, схватят,
изобьют, а может быть и убьют. И это вступление гонимых в иное
состояние, какой-то благодатной, пронзительной домовитости передано
автором.
Хостинг от uCoz