Рецензия А.К.Антонова
Рассказы Дмитрия Щелокова - о «далеких» людях, далеких и по
возрасту, и по жизненному опыту, и по занятиям, и по образу жизни. О
людях, с которыми большинство из нас сталкивается редко или не
сталкивается вообще. В наше время господства исповедальной прозы,
письма от первого лица, приятной неожиданностью становится встреча с
автором, умеющим переселяться в души других людей, жить их жизнью,
думать их мыслями.
Герои Дмитрия Щелокова - в основном люди современной «постколхозной» деревни: старухи, охотники, мужики, водители автолавок, сельские учительницы... Деревенский быт автор знает до тонкостей. Его рассказы насыщены точными и достоверными деталями. Поэтому и люди у него получаются живыми. Посмотрите, например, как собирается за покупками Александра Герасимовна («За покупками»): «Накинула Александра Герасимовна старый засаленный ватник с темным пятном на месте кармана, покрыла седую голову лохматой шалью и, поминая святых угодников, полезла в подвал». А в подвале, в картошке, в дальнем углу  стеклянная банка с ее скромными сбережениями. «Достала пятисотрублевку и торопливо закопала банку обратно». Хорошо здесь и это «торопливо». Очень убедительная психологическая деталь.
Однако Дмитрий Щелоков не бытописатель. Быт в его рассказах - сочный и значимый, но фон, по которому автор плетет-вышивает сюжетный узор. И вот еще одно качество прозы Дмитрия Щелокова - качество, нечасто сегодня встречающееся. Он - новеллист, владеющий тайнами сюжетостроения. В каждом его рассказе есть неожиданные сюжетные повороты, раскрывающие характеры его героев. Трогательная история, рассказываемая егерем («Дорогой трофей») оборачивается способом заработка, любовное свидание («Зоя») оказывается отдачей карточного долга. Здесь я вижу продолжение традиций «Повестей Белкина».
Но у прозы Дмитрия Щелокова есть, на мой взгляд, и еще одно достоинство - умение вложить в тесные рамки малой формы очень значительное содержание, в коротком эпизоде показать, так сказать, и жизнь, и судьбу. Так поход в сельскую автолавку («За покупками») превращается в воспоминание о долгой и трудной жизни, случайная встреча в парке («Знакомое лицо») оборачивается историей любви и т. д.
В сущности, Дмитрий Щелоков всегда пишет об одном и том же - о жизни и смерти. Видимо поэтому в его рассказах проступает некий «изнаночный» смысл, превращающий их в своего рода притчи. Ярче всего такая символика проявилась в рассказе «Человек». В свежевыкопанной могиле мальчишки нашли человека. Тот прижился в деревне, и стали его звать просто Человек. А потом ушел в никуда. Все - про всех. Про каждого.
Рассказы Дмитрия Щелокова написаны ясным простым языком. Иной раз он, на мой взгляд, злоупотребляет описательностью, но только иной раз.
 
06.06.07.
Хостинг от uCoz